ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
ПО СИНТАКСИСУ
И ПУНКТУАЦИИ В ВОСЬМОМ КЛАСС
1
Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
Исправьте орфографические ошибки.
Найдите сказуемые разных видов, выпишите по одному примеру каждого
вида (вместе с подлежащим, если пример взят из двусоставного
предложения).
К моему величайшему удивлению я оказался музыкальным – так по
крайней мере утверждала Марья Гавриловна. Ученье пошло с не ожид_ной
быстротой. Инструмента у нас еще не было но Варя Соловьева взявшая
надо мною ше_ство не давала мне «повернуть в конюшню» как в
последстви_ много лет спустя определил эту мою склон_сть Корней
Чуковский. Она ловила меня на улице один раз сняла с забора через
который я перел_зал убегая от нее и с упорн_м неподвижным лицом вела
к роялю.
Квартира дедушки ликвидировалась после смерти бабушки. И нам
прислали рояль, тот самый рояль на котор_м я играл спич_чными
коробками когда мне было шесть лет. Теперь я начинаю играть
упражнения и гаммы дома. Папа доволен тем что у меня обн_руж_лись
какие то т_ланты.
(Е.Шварц)
Найдите предложение с однородными сказуемыми и нарисуйте схему связи
однородных членов. Заключите в рамку вводное словосочетание.
Выпишите исправленные слова, обозначьте части речи.
2
Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
Исправьте орфографические ошибки.
Подчеркните главные члены в выделенных предложениях и укажите,
какими частями речи они выражены. Укажите вид сказуемого.
Однажды утром когда Пьер Гассенди, знаменитый философ ритор и
астроном, не боявшийся спорить даже с самим великим Декартом читал
оч_редную лекцию в низу в прихожей вдруг раздался шум застав_вший
пр_рвать занятие. Гассенди с учениками вышли узнать, в чем дело. Они
увид_ли молодого дв_рянина колотившего чем попало слугу. Весь облик
незнакомца был пр_мечателен но первое, что бросалось в глаза, – это
его огромный нос. Что вы себе позв_ляете строго спросил философ и
услышал в ответ Я хочу слушать лекции великого Гассенди а этот хлюст
ра_топырился на моем пути. Но, клянусь своим носом, я буду слушать
этого умнейшего человека даже если мне пр_де_ся проткнуть шпагой вот
этого дурака или кого нибудь еще! Голос Гассенди заметно потеплел
Что ж возможно я смогу вам помочь. А как вас зовут молодой человек?
Савиньен де Сирано де Бержерак поэт гордо ответил гость.
(А.Цуканов)
Обведите (заключите в рамку) вводное слово.
Подчеркните причастные обороты и обозначьте определяемые слова.
Есть ли здесь повествование, описание, рассуждение? Какими способами
связаны между собой предложения в тексте?
3
Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
Подчеркните грамматические основы, укажите вид каждого сказуемого.
Один молодой афинянин обр_тился в суд. Он утв_рждал что его
одр_хлевший отец выжил из ума и потому не может распор_жа_ся
имуществом семьи. Старик не стал оправдыва_ся – он лишь прочел
судьям только что законченную тр_гедию. После этого спор был сразу
решен в его пользу а сына признали бе_совестным лжецом. Тр_гедия
называлась «Эдип в Колоне» а старика звали Софокл.
(О.Левинская)
Выделите только те корни, в которых пропущенная гласная проверяется
ударением.
4
Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
Подчеркните сказуемые, укажите их вид.
Медвеж_нок был довольно рослый с умными глазами с черной мордой и
жил он в будке на лицейском дворе. Пр_надлежал он генералу
Захаржевскому управляющему царскосельским дворцом и дворцовым садом.
Каждое утро лицеисты видели как соб_раясь идти в обход генерал
трепал по голове медвеж_нка а тот порывался сорва_ся с цепи и пойти
вслед за ним.
И вот однажды на глазах у лицеистов произ_шло событие которое внесло
медвеж_нка в политическую историю лицея.
Генерал Захаржевский проходя однажды мимо будки к ужасу своему
обнаружил что будка пуста: медвеж_нок таки сорвался с цепи. Начали
искать – безуспешно: н_ на дворе н_ в саду медвеж_нка не было.
Генерал потерял голову: в двух шагах был дворцовый сад...
(Ю.Тынянов)
Выпишите: 1) сказуемое, выраженное фразеологическим сочетанием; 2)
сказуемое с глаголом-связкой быть в нужной форме.
Отметьте значком «+» сказуемые, выраженные глаголом быть в нужной
форме.
Отметьте значком «++» сказуемые в односоставных предложениях (в
которых нет подлежащего). Подчеркните подлежащие, выраженные
местоимениями. Укажите разряд местоимений.
Обозначьте все морфемы, в которых были пропущены буквы.
5
Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
Обозначьте грамматические основы, укажите вид сказуемых.
Подчеркните деепричастные обороты.
На привале мы спали завернувшись в одеяла. Я все не мог закута_ся и
девочки Соловьевы заботливо помогли мне. Я болтал смешил всех. Лицо
г_рело я был опьянен и все не д_вал спать н_ кому да н_кто и не
хотел спать. Со стороны мы вероятно пок_зались бы сум_шедшими вот
почему я так снисходител_н к к_мпаниям наших сверс_иков (сверс_иков
– по тогдашнему нашему возр_сту) которые так шумно взявшись под руки
шагают по комаровским улицам или хохоч_т заняв скамейки друг против
друга в электричке. Хохоч_т во что бы то н_ стало.
(Е.Шварц)
Придумайте и запишите предложение с выделенным оборотом.
Выпишите слова с непроизносимыми согласными.
6
Вставьте пропущенные буквы.
Подчеркните главные члены во всех предложениях и укажите, какими
частями речи они выражены. Укажите вид сказуемого. (Учтите, что в
этом тексте все знаки препинания, кроме трех запятых, разделяют
простые предложения в составе сложных.)
Согласно мифу фиванский царь Лай и его жена Иокаста получили
страшное пророчество: их сын убьет отца и жени_ся на матери. Царь с
царицей решили пред_твратить беду: ребенка с проткнутыми спицей
ногами слуга должен был отнести на гору Киферон и оставить там. Но
раб не смог выполнить жестокий приказ; он встретил пастуха из
Коринфа и отдал младенца ему. Так мальчик попал в Коринф, в дом
бездетных царя Полиба и его жены Меропы. Он стал им сыном, а имя
получил Эдип, что означает «с ра_пухшими ногами». Как-то на пиру
один из гостей нам_кнул Эдипу, что он приемыш. Эдип отправился в
Дельфы к оракулу за правдой и там узнал, что ему суждены убийство
отца и брак с матерью. Он поспешил уйти подальше от Коринфа, чтобы
не погубить Полиба и Меропу, сыном которых себя считал.
(О.Левинская)
Поставьте ударение в выделенных словах.
Второстепенные члены предложения
7
Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
Подчеркните все глаголы в неопределенной форме как члены
предложения.
Выделенные предложения разберите по членам.
С детских лет Роберта Льюиса Стивенсона мучили болезни, он почти не
ходил в школу и не играл со свер_никами. Однако лежа в постели в
окружени_ игрушек он никогда н_ испыт_вал скуки потому что умел
фантазировать. Любимая няня читала ему вслух и рассказывала сказки.
Именно ей он посв_тит первую в истории литературы книгу стихов
адресова_ых детям. Написана она была по-новому. Автор не учил
читателей ве_ти себя хорошо и слуша_ся маму а изображал мир ребенка
пр_красн_м и загадочн_м.
Но начал Стивенсон с прозы. В пятнадцать лет он написал и издал
очерк о во_тании шотла_ц_в против англичан. Он готов был посв_тить
жизнь литературе но пришлось уступить отцу и учи_ся в Эдинбур_ком
университете на отделен_ права. Окончив университет Стивенсон с
новой страстью отдае_ся любимому делу.
Болезнь гон_т его в теплые края. Он путеше_твует с другом по югу
Франции, где пишет серии очерков. Читатель сразу почу_твовал в
авторе умного и наблюдательного человека который мог зан_мательно и
с юмором рассказывать даже о пуст_ках.
Умение быть счастлив_м при любых обстоятельствах Стивенсон сохранил
на всю жизнь. Особенно оно пригодилось в борьбе с его злейшим врагом
– туберкулезом. В поисках подходящего для здоровья климата ему
пришлось много путеше_твовать. Писатель лечился в зимнем санатори_ в
штате Нью-Йорк плавал на яхте по Тихому океану но не перест_вал
работать. Когда врачи запретили ему двига_ся он диктовал
произведения жене.
Последние свои годы Стивенсон провел на острове Самоа в Тихом
океане. Он подружился с самоанцами, выучил их язык посылал статьи об
их жизни в _ондонские газеты чтобы привле_ внимание к проблемам
маленького народа. Когда на Самоа назревала гражданская война он
ездил верхом от одного лагеря к другому пытаясь скл_нить стороны к
миру.
После смерти писателя шес_десят самоанц_в отнесли гроб с его телом
на вершину горы. На могильном камне выбили стихотворение Стивенсона
Реквием которое начинае_ся словами
Под звездн_м небом, на ветру
Место последнее изб_ру.
Радостно жил я легко умру
И ле_ в могилу готов.
(О.Свенцицкая)
В тексте два слова написаны через дефис. Найдите их и объясните их
написание.
Напишите ответ на один из вопросов: «Что вам кажется необычным в
жизни Стивенсона? О каких свойствах личности английского писателя
говорится в тексте?».
8
Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
Исправьте орфографические ошибки.
Подчеркните причастные обороты и обозначьте определяемые слова.
Как называется член первого предложения, выделенный запятыми?
Легенда рассказывает о том как молодой Григор Нарекаци, буд_щий
великий армянский поэт и богослов, исполняя данный себе обет в
течени_ семи лет пас не по далеку от м_н_стыря деревенское стадо и
н_ разу н_ ударил н_ одно животное. Когда же по прошестви_ срока он
в знак исполнения обета воткнул так и не использованный прутик в
землю то из прутика вырос зеленый куст.
Недруги решили обв_нить Григора в ереси. Его даже хотели вызвать на
церковный и светский суды но этому по пр_данию помешало еще одно
чудо. Посл_ные за Нарекаци стражники явились к нему в постный день.
Он пр_гласил их отобедать у него и им подали жаре_ых голубей.
Стражники очень уд_вились нарушению церковного устава и укорили
Григора. Тот смутился сказал, что просто забыл, какой сегодня день и
хлопнул в л_доши. Голуби вдруг ожили и улетели. Когда весть о чуде
разнеслась по округе суд над Нарекаци конечно стал не возможен.
(А.Цуканов)
Что такое обет, ересь, светский, постный?
Обведите (заключите в рамку) вводные слова. Выполните синтаксический
разбор выделенных предложений.
Назовите все части речи в первом предложении.
Поставьте ударение в выделенном слове.
9
Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
Исправьте орфографические ошибки.
Подчеркните все глаголы в неопределенной форме как члены
предложения.
Подчеркните приложение.
Русская императрица постоянно переписывалась с великим французским
философом Дени Дидро и считалась с его мнением. В начале 70-х годов
XVIII в. он получил от своей могущественной к_респондентки
пр_глашение пр_ехать в Россию и с радостью принял его. Для Дидро это
путешествие было очень важным. Ведь здесь открывал_сь возможность
повл_ять на «философа на троне» и тем самым способствовать
бл_гополучию ее подд_ных. Увы Екатерина не могла разделить
радикальных взглядов Дидро и на все его призывы не медленно прове_ти
в стране реформы и освободить крестьян отвечала достаточно осторожно
обр_щая его вн_мание на не подготовл_ность и не просв_ще_ость
русского народа. Однако эти ра_хождения не мешали философу и царице
беседовать часами. Екатерина с не которым к_кетством ра_казывала
пр_дворным что Дидро увл_ченный своими ра_уждениями забывал об
_тикете хватал ее за руки и так сильно _жимал их что ост_вались
синяки. Философ упр_кал Екатерину в том что она не выполнила многих
об_щаний данных ею в начале царствования решительно осуждал ее за
излишне кровав_ю внешн_ю политику – словом, открыто и не л_цемерно
выр_жал свое мнение о правлени_ императриц_.
За свое желание принести благо России Дидро заплатил если н_ жизнью
то по крайней мере здоровьем. На обратном пути его к_рета проломила
лед на реке и от болезни начавш_йся по возвр_щени_ во Франци_
философ так и не оправился.
(Т.Эйдельман)
Обозначьте все морфемы, в которых были пропущены буквы.
Выполните синтаксический разбор выделенных предложений и перескажите
их.
Что такое _тикет, к_респондентка, радикальный?
Как названа в тексте Екатерина (продолжите по памяти, потом сверьте
с текстом): русская императрица,... . Можно ли поменять местами эти
названия?
Вводные слова и предложения
10
Вставьте в текст, где нужно, вводные слова, выбрав подходящие из
списка: следовательно, к счастью, во-первых, впрочем, иными словами,
например, скажем, наоборот, напротив.
Вставьте пропущенные буквы.
Слово может расширять свое значение. Кров этимологически означает
«крышу», но в сочетаниях типа гостеприимный кров или делить хлеб и
кров это слово имеет уже более широкое значение – «дом». В основе
подобного рода изменений нередко лежит обыч_й называть в речи часть
вместо целого.
В других случ_ях значение слова может сузи_ся. Более древн_м
значением слова порох было «пыль», порошок – уменьшительное от
порох. Но в современн_м русском языке далеко не всякий порошок
является порохом, а только тот, который представляет собой особое
взрывч_тое вещество. Слово порох сузило свое значение.
(По Ю.Откупщикову)
Выделите грамматические основы в предложениях второго абзаца.
Найдите и подчеркните глагол в неопределенной форме, который
употреблен в роли второстепенного члена предложения.
Найдите в тексте тезисы и доказательства. Составьте и запишите свой
текст по такой же схеме и с теми же самыми вводными словами.
11
Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
Обведите (заключите в рамку) вводные слова. Особое внимание обратите
на предложение, в котором вводное слово идет за союзом а.
В Древней Греции считалось что Троянская война началась либо потому
что всемогущий бог Зевс пожелал уменьшить к_личество людей на земле
либо потому что он решил дать возможность прослави_ся героям а может
быть своей дочери прекрасной Елене. Поводом к войне послужило вот
что. Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа –
Гере Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая
богиня конечно наде_лась что яблоко предназнач_но ей. Рассудить спор
Зевс приказал Парису.
По рождению Парис был троянским царевичем но жил не во дворце а
среди пастухов. Дело в том что его родители Приам и Гекуба еще до
рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибн_т
Троя. Младенца отнесли на гору Иду и бросили там. Париса нашли и
воспитали пастухи. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь.
Победительницей он признал Афродиту но не бескорыстно: та пообещала
юноше любовь самой красивой на свете женщины.
Когда Парис вернулся в Трою уже как царский сын он решил побывать в
Греции. В Спарте его принимал царь Менелай с женой Еленой. Афродита
убедила красавицу Елену подда_ся уговорам Париса и бежать с ним в
Трою. Обманутый Менелай собрал большое войско назначил
главнокомандующим своего брата Агамемнона и двинулся на Трою.
|